Акварели художника Г.Э.Опица, объединенные темой «казаки в Париже в 1814 году», поступили в Государственный исторический музей в 1924 г. в составе коллекции П.Я.Дашкова (1849-1910), известного петербургского собирателя.
Очевидно, серия акварелей, выполненных в едином художественном ключе, попала к нему из одного источника и хранилась как единое целое.
Об авторе известно немного, но дошедшие до нас произведения дают достаточно полное представление об уровне его мастерства.
Георг Эммануэль Опиц (1775-1841), миниатюрист, акварелист, гравер и литограф, родился в Праге и как вольный художник с 1801 г. работал в Вене в качестве портретиста. В 1814 г. он оказался в Париже, затем работал в Гейдельберге, Альденбурге; с 1820 г. постоянно жил в Лейпциге. Излюбленные сюжеты – сцены народной жизни, ярмарок, гуляний; специализировался на выпуске афиш, а также гравировании батальных сцен – например, битвы при Лейпциге, событий революции 1830 г.
Парижская серия акварелей Опица с изображением казаков известна более чем в 40 листах: две работы – в музее Карнавале, одна – в Национальной библиотеке в Париже, 10 листов попали в Государственный Эрмитаж в составе коллекции Г.Толстого, несколько акварелей недавно приобретены собирателем С. Подстаницким.
Акварели Опица дают представление о любопытнейшей странице эпопеи войны 1812-1814 гг. – во-первых, воссоздают образную картину ее победного окончания, ознаменовавшегося вводом союзных войск в Париж, а во-вторых, передают совершенно необычную атмосферу, воцарившуюся в городе. Живость наблюдений, натурные зарисовки с невероятно добросовестным вниманием к мелочам, некоторый налет ироничности, смягченный доброй улыбкой, – все это придает акварелям ни с чем не сравнимое очарование.
Отдельное место в акварельных рисунках занимает «бивачная» тема. Видимо, яркость и необычность зрелища военного лагеря в городе была весьма соблазнительна для художника, поставившего целью запечатлеть необычайные события пребывания армии-победительницы в покоренной столице противника.
Создается впечатление, что над своими акварелями Опиц работал по заказам, предназначая их для продажи. Зарисовки с натуры при окончательном воплощении в листовые, большого формата произведения претерпевали определенные изменения. Некоторые персонажи кажутся похожими друг на друга, «переходящими» из одного сюжета в другой. Но порой художник точен до скрупулезности. Следует отметить, что взгляд Опица удивительным образом совпадает с тем, как воспринимали свое пребывание в Париже русские офицеры. Воспоминания, мемуары, литературные эссе эпохи 1812-1814 гг. наполнены радостью по поводу окончания войны, благодарностью за дружественное участие горожан, удивлением перед легкостью общения с ними. Это подтверждают и приведенные выдержки из воспоминаний русских офицеров, побывавших в Париже в 1814 г.
Название: Казаки в Париже в 1814 году
Автор: Г.Э. Опица
Страниц: 28 pages
Язык: русский
Формат: Jpg в rar
Размер: 16.4 Мб
=============================